суббота, 18 июля 2015 г.

The Banner Saga - рецензия


The Banner Saga - рецензия

Наша сегодняшняя история начинается с того, как несколько сотрудников Bioware - Алекс Томас, Арни Йоргенсен и Джон Уотсон - решили покинуть компанию, чтобы открыть свою собственную студию и заняться разработкой игр на свой лад. Так появилась на свет студия Stoic. С помощью платформы Kickstarter разработчики смогли собрать необходимые средства на создание своей первой игры буквально за день. Ею стала  Banner Saga, мрачная тактическая РПГ о приближающемся конце света. 
Укутывайтесь пледом, мы отправляемся в далекие земли, где завывают метели и метут бураны.


Солнце остановилось, боги умерли
Нарисована игра отлично, несмотря
на скромную анимацию
События Banner Saga разворачиваются в фентезийной вселенной, вдохновленной скандинавской мифологией. На поселения людей и варлов (раса рогатых великанов) надвигаются полчища Глыб – безжалостных созданий, война не на жизнь, а на смерть с которыми некогда примирила враждующих до того людей и варлов. Спасаясь от неминуемой гибели, главные герои берут пожитки, собирают караван из друзей и соседей, и отправляются на поиски помощи и защиты. Так начинается наше путешествие.
По ходу развития истории станет ясно, что и сами Глыбы тоже бегут от чего-то ещё более страшного, и как бороться с этим более страшным, совершенно не понятно. Banner Saga – игра не про очередное спасение мира силами бравых приключенцев. Это очень мрачная история об отчаявшихся людях, которые просто хотят выжить, но надежды на спасение тают у них на глазах.
Рогатый бородач - загадочный варл Ивар, крайне
неохотно делящийся деталями своего прошлого
Подчеркивает мрачное, обреченное настроение здешнего повествования и стильная двухмерная рисованная графика. Холодные, суровые и недружелюбные к нашему каравану, продирающемуся сквозь вьюги и метели, локации. Колоритные персонажи, словно бы сошедшие с книжных иллюстраций о викингах. Все это складывается воедино, создавая цельный, запоминающийся визуальный ряд. Вносит свой вклад в создание и поддержание нужного настроения и звуковое оформление игры. Общая стилистика здешних музыкальных произведений - что-то в духе скандинавского фолка. В нужные моменты музыка заставляет напрячься, подчеркивая гнетущее ожидание чего-то плохого, чего-то, что поджидает караван за ближайшим поворотом и уже готово наброситься на него. А потом наоборот, предлагает немного расслабится…но всего на пару минут.

Игра престолов по-викингски
На фоне местных пейзажей и люди, и здоровяки-варлы
выглядят как букашки
Маршрут каравана задан заранее, и игрок не может менять его по своему усмотрению. Однако влиять на детали повествования можно и нужно: в пути вам встретится множество разнообразных событий. Голодающие беженцы, коварные разбойники, потенциальные союзники, не говоря уже о схватках с Глыбами, по пятам преследующими ваш караван. Кого принять, а кого нет, как решить ту или иную ситуацию, какую стратегию выбрать в битве – все эти решения принимать придется именно вам. И в зависимости от принятых решений изменятся детали повествования. Готовьтесь к тому, что игра не будет церемонится с вами. Взвалив на игрока груз ответственности за людей из каравана, Banner Saga не стесняясь ставит перед игроком непростые моральные дилеммы.
Например, на привале случается пожар. Полыхает телега с припасами и палатка с грудным ребенком внутри. Спасти можно или припасы, или ребенка, на большее времени не хватит. Причем припасов мало, караван на грани гибели, но как можно обречь малыша на мучительную смерть? Выбирай, дорогой игрок, по совести!
А вот пример отложенных последствий. Один из взятых в начале игры попутчиков, ставший за время странствий верным боевым товарищем, в один прекрасный момент коварно предает вас. Причем не просто предает, а ещё и убивает пару ваших ближайших товарищей. А ведь ничто не предвещало беды. После такого ловишь себя на том, что сидишь в полном шоке и спрашиваешь у себя «да как же так?».
Историю мира, по-большей части, вам придется изучать
примерно таким способом
Одной из главнейших проблем каравана является недостаток провизии. Её постоянно не хватает, а если она закончится – люди начнут умирать от голода. Пополнять припасы можно в поселениях, которых тут мало, причем расплачиваться придется очками славы, которые на вес золота: помимо припасов они тратятся на развитие ваших бойцов и приобретение ценных артефактов, которые могут существенно упростить бои. В результате игрок постоянно разрывается между нуждами каравана, нуждами непосредственно боевого отряда и необходимостью подстраховаться на случай ЧП, ведь заранее не знаешь, что встретится каравану в очередном марш-броске.
Единственно верных и правильных решений в игре не предусмотрено. Будете вести себя как добрый самаритянин, направо и налево делясь провизией, помогая каждому встречному и заботясь о каждом встречном? Что ж, через пару дней ваши собственные подопечные начнут умирать от голоду, так как вы раздали слишком много припасов. Предпочтете быть расчетливым циником, руководствующимся лишь выгодой каравана? Готовьтесь к низкой морали у людей и ряду других проблем, например, угрызениям совести. Причем некоторые даже достаточно безобидные решения могут иметь за собой далеко отложенные последствия, которые через какое-то время напомнят о себе не самым приятным образом.

В бой идут…все
Боевые арены нарисованы красиво,
с любовью, и большим вниманием к деталям.
Здешние сражения проходят на компактных локациях, разделённых на клетки. В вашем распоряжении окажутся бойцы разных классов – лучники, эффектно работающие на расстоянии, но крайне хлипкие в ближнем бою, типичные «танки» с большущим щитом, сдерживающие натиск противников, берсерки, обладающие хлипкой броней и впечатляющими параметрами силы, так же несколько гибридных класса. Ваши подопечные и противники ходят строго по очереди. На мой взгляд, одной из удачных особенностей здешней боевки является прозрачность её механики. Влияние рандома на исход боя минимально – лишь некоторые артефакты даруют эффекты вроде «15% шанс на двойной урон».
У бойцов есть две основные характеристики. Сила отвечает и за здоровье персонажа, и за наносимый им урон. Объединение наносимого урона и здоровья в один комплексный показатель позволило избавить игру от картины, когда находящийся при смерти боец бьет в полную силу. В Banner Saga всё логично – тяжело раненый боец и бьет еле-еле. Вторая важная характеристика – броня. Она снижает получаемые повреждения. Причем если значение силы атакующего меньше значения брони атакуемого, последний получит минимальный урон. Кроме брони и силы есть ещё Воля, позволяющая использовать особые способности бойцов. Кроме этого, Воля дает возможность несколько раз в бою усиливать урон от атаки или пройти на несколько клеток дальше. Характеристики можно усилить, повышая ранг бойцов и экипируя их артефактами.
Здоровяки-Глыбы с двуручным оружием - опасный
противник. Одним ударом они могут отправить в
лазарет хлипкого бойца
Залог победы здесь – грамотно подобранный отряд и продуманная тактика. Правильно оценивайте угрозу, исходящую от противников, не забывайте использовать спец-способности отряда и победа обеспечена. Интересная деталь – непосредственно в боях ваши воины не погибают, а лишь теряют сознание, приходя в себя после победы. Однако за их нокаут приходится расплачиваться штрафом к силе на несколько ходов. 



В заключение
Возможно, игра разочарует тех, кто любит детально продумывать ситуацию наперед. Banner Saga изобилует непредсказуемыми поворотами, и событиями: припасы то неожиданно пополняются, то так же неожиданно исчезают, люди приходят и уходят, бойцы погибают, а на их место приходят другие…и повлиять на это игрок не может. Далеко не всегда принятые вами решения оказываются верными, а практику save\load игра не приветствует. Из за подобной непредсказуемости загадать что-либо наперед практически невозможно.
Искусная лучница Оддлейф может заняться обучением
стрельбе из лука. Если вы одобрите её затею.
Тем не менее, Banner Saga воспринимается как глоток свежего воздуха. Вместо порядком приевшихся эльфов, орков и гномов она предлагает нам мрачную скандинавскую стилистику, вместо докучливой заботы об игроке не стесняясь заставляет выбирать из нескольких зол то, что чуточку поменьше и очень умело рассказывает мрачную историю, полную отчаяния, смертей и горя. Игра достаточно короткая: прохождение вряд ли займет у вас больше 15 часов, а обрывается история буквально на полуслове. Впрочем, разработчики уже вовсю трудятся над продолжением, релиз которого состоится в 2015 году.
На мой взгляд, у Stoic получилась интересная, самобытная и запоминающаяся игра. Не новое слово в жанре, но игра, за которой можно с удовольствием провести несколько свободных вечеров.
8.5 баллов из 10

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Единственный минус короткая она, в остальном все ок.

    ОтветитьУдалить
  3. Может и не плохо, что короткая. Так история воспринимается более цельно, что-ли. Будь игра длиннее в полтора-два раза, я бы от неё подустал, пожалуй. А так в самый раз - к выходу продолжения как раз успеешь изголодаться по подобным играм.

    ОтветитьУдалить