понедельник, 13 июля 2015 г.

Ведьмак 3. Дикая Охота - рецензия

Ведьмак 3 Дикая Охота - рецензия

Значение «Дикой Охоты» для CD Project RED нельзя переоценить. Несмотря на то, что поляки достойно заявили о себе первым и вторым "Ведьмаками", именно «Дикая Охота» должна была стать для них той игрой, которая расставит все точки над i и выведет студию в высшую лигу. Рассказывая о своей новой игре, поляки не скупились на громкие обещания, обрисовывая нам игру сумасшедших размеров и удивительной проработки. Было видно, что CD Project RED поставили на карту всё, замахнувшись не просто на громкий ААА-проект, но на игру своей мечты. Ожидаемая миллионами игроков по всему миру «Дикая Охота» вышла 19 мая. Вопреки мнению скептиков, разработчикам удалось реализовать большинство собственных обещаний, и игра действительно получилась великолепной.



Более того, перед нами, пожалуй, лучшая ролевая игра последних 10-15 лет, воплощающая в себе не только собственные наработки польской студии, но и идеи и достижения всех ролевых игр последних лет, являя собой без пяти минут эталон современных РПГ, куда более приближенных к формату интерактивного кино, нежели к формату интерактивной книги. Объять умом размер проделанной польской студией работы просто невозможно: Ведьмак 3 огромная игра, прохождение которой может занять около 100 часов, а любители тщательно исследовать игровой мир могут провести в игре все 200. Практически каждый элемент игры выполнен на высочайшем уровне: игра может похвастаться потрясающей проработкой игрового мира, вниманием к деталям, яркими персонажами и кучей нестандартных ситуаций. Именно такой и должна быть одна из лучших игр нашего времени.


По следам войны кровавой я Плотву свою направил…
События игры разворачиваются на фоне вторжения армии Нильфгаарда в земли северян. Вызима уже занята чёрными. Кострам, виселицам и разлагающимся на радость падальщикам трупам на полях боя нет числа. Королевства Севера находятся в довольно плачевном положении, утопая во внутренних междоусобицах вместо сплоченного отпора агрессору. Наконец-то восстановивший себе память во второй части игры Геральт, в компании верной кобылы Плотвы (как известно, всех лошадей Геральта зовут Плотва), отправляется в объятые войной земли в поисках Цири, которую преследуют всадники Дикой Охоты. За плечами километры пройденных дорог, а под копытами верной Плотвы берёт начало новая дорога, и неизвестно, куда она заведёт нашего героя. Впереди огромный мир, полный опасностей, сокровищ, приключений, старых и новых знакомых, смеха и слез, нечисти, предательств, крови и смерти. Следуя канонам пана Сапковского, разработчики уже третью игру кряду предлагают игрокам погрузиться в суровый, жестокий и циничный мир, где добро порой слишком трудно отличить от зла.


Верная Плотва появилась в «Дикой Охоте» не случайно, ведь игровой мир огромен, и перемещаться по нему пешком было бы нелепо и слишком утомительно. Тщательное изучение даже самой первой, обучающей, локации может легко занять около 8-10 часов, а ведь эта локация хорошо если 1\20 от общего размера игрового мира. Игроки смогут посетить Новиград, Оксенфурт и прилегающие к ним обширные нейтральные земли Велена, поплыть на Скеллигские острова, побывать в окрестностях легендарной ведьмачьей крепости Каэр Морхен и вообще, своими глазами увидеть многие книжные достопримечательности. Скрашивают путешествия Геральта роскошные мелодии польского фолка, добавляющие повествованию дополнительной глубины. В минуты покоя, когда Плотва размеренным галопом несет нашего протеже по очередной дороге, звучит спокойная, даже слегка медитативная музыка. Но стоит ведьмаку вступить в бой, от былого спокойствия не остаётся и следа: на нас обрушиваются сильные, ритмичные и слегка надрывные мелодии, которые придают событиям остроты и драматизма. «Дикая Охота» - одна из тех игр, музыка которых очаровывает, пленяет и является ничуть не менее важной составляющей, нежели графика, или сюжетное повествование. Саундтрек игры определённо достоин того, чтобы слушать наиболее полюбившиеся мелодии снова и снова и наверняка займет почетное место в вашем плейлисте.


Карточка на память
Картинка в игре вряд ли поразит придирчивого игрока запредельной технологичностью, но в целом смотрится очень хорошо. Прекрасно удались и крупные планы в диалогах, радующие хорошей мимикой и четкими текстурами, и пейзажи, и спецэффекты. Отдельного слова заслуживает правдоподобная игра света и тени, которая оказывает значительно большее влияние на общее восприятие картинки, нежели крутые текстуры или высокополигональные модели объектов окружения. Не подкачала и оптимизация игры – даже на средних по современных мерках машинах игра показывает достойный ФПС при высоких настройках. Учитывая размеры игрового мира, перед разработчиками стояла сложная задача: сделать красивый, насыщенный деталями и дышащий жизнью мир, в котором игроку было бы не только интересно, но и приятно находиться, и с этой задачей они блестяще справились.

Вот яркий солнечный свет заливает поле засеянной пшеницы близ небольшой деревеньки. В поле трудятся крестьяне, время от времени разгибая спину и утирая пот. Около стоящей на отшибе хаты две женщины оживленно перемывают косточки одной из соседок. А вот другая картина насыщенно-бардовый закат над Новиградом окрашивает своим кровавым цветом стены домов, мостовые и мачты стоящих в порту кораблей. Туда-сюда снуют докеры, над водой кружат чайки, в дали видны очертания сторожевых дозорных башен. Следующая остановка тихая берёзовая роща где-то на окраине Велена. Ветер тихо шелестит листьями, да время от времени скрип ветвей сливается в причудливую мелодию. Каким-то чудом война обошла это место стороной, поэтому ничего не омрачает покоя небольшой семейки зайцев, обосновавшейся тут. А в это же самое время где-то у берегов Скеллигских островов огромный голубой кит поднимает большую волну и пугает пару рыбаков, вышедших в море за ужином своим семьям.

Мирные пейзажи сменяют опустошенные войной, где на земле ржавеют мечи и копья, а многочисленные трупы солдат притягивают десятки трупоедов. Если в каких-то деревнях кипит жизнь, то какие-то уже уничтожены войной и лишь почерневшие от пожара остовы домов напоминают о том, что некогда и здесь жили люди. В укромных пещерах, где тьма настолько густая, что лишь ведьмаки своим кошачьим зрением смогут что-либо различить, плодятся страшные чудовища, время от времени совершая ужасающие нападения на местных крестьян
Вся эта красота сопровождается правдоподобной сменой погодных условий, и надо сказать, что порой поднимается такое ненастье, что буквально физически ощущаешь потребность отправить Геральта в ближайшую корчму, где можно будет согреться у камина за кружкой пива. Мир в «Ведьмаке 3» живой, в него веришь. Это не статичная декорация с кривой симуляцией жизни, которая больше напоминает карикатурное представление, нежели реальный мир. Контрастный и многогранный, но прекрасный в своём разнообразии, он служит, пожалуй, идеальной декорацией приключениям ведьмака.

Я ведьмак. Я решаю проблемы…
В поисках Цири, Геральт путешествует по миру от одного населенного пункта к другому, выполняет ведьмачьи заказы и берется за побочные задания, коих здесь десятки. Ну а чтобы игроку уж точно не показалось мало, разработчики щедро наполнили игровой мир множеством интересных мест. Такие места обозначены на игровой карте знаками вопроса, хотя на деле отмечены далеко не все заслуживающие внимания места, так что ориентироваться только по «вопросам» не стоит – рискуете пропустить много интересного.
Исследуя мир, Геральт обнаружит и небольшие квесты (не отмеченные на глобальной карте), и тайники с сокровищами, и гнезда чудовищ, которые непременно стоит уничтожить, и лагеря отколовшихся от армий дезертиров или же простых бандитов, и покинутые селения, жители которых сбежали от чудищ и не прочь вернуться домой, если ведьмак ликвидирует всю нечисть.


Чудища, кстати говоря, не подстраиваются под уровень игрока, так что картина, когда высокоуровневая кладбищенская баба играючи расправляется с ведьмаком, встречается в игре довольно часто. Впрочем, монстр монстру рознь. Шайка накеров или тройка утопцев не представляют особой опасности даже для простых солдат, а вот на самых сильных и злобных бестий предпочитают нанимать ведьмака. Бои с такими чудищами получились наиболее интересными, да и вообще контракты удались разработчикам на славу.

Учитывая тяжелое положение, в котором оказались люди в условиях войны, работы для ведьмака хоть отбавляй: чуть ли не в каждой деревне на доске объявлений его поджидает очередной контракт, не говоря уже о крупных городах, где охотится самая опасная и изворотливая нечисть. Грифоны, куролиски, привидения, вампиры, тролли, великаны – нашему ведьмаку придется встретиться лицом к лицу с самыми разными противниками. Такую тривиальную вещь, как убийство очередного чудища, поляки смогли превратить в без пяти минут детективную историю: Геральт опрашивает очевидцев, осматривает место, где последний раз видели бестию, по типу ран и следов пытается определить разновидность и возраст монстра и, подобно гончему псу, идет по оставленным монстром следам. Контракты получились достаточно разнообразными, и не всегда ясно, кто же тут настоящий монстр «заказанный» волколак или заказавшие его крестьяне, чье рыльце оказалось в пушку по самые уши.
Разбавляют поиски Цири и побочные задания, как из рога изобилия валящиеся на Геральта буквально отовсюду. Дворцовые интриги, поиск серийного убийцы, снятие проклятий, турниры по кулачному бою и скачкам, поиск особо ценных сокровищ, игра в карты – чего только не выпадет на долю простого ведьмака. Многие задания старательно прикидываются достаточно банальными и поверхностными историями, но при этом оказываются неизменно более глубокими, вариативными и сложными, предлагая игроку вновь и вновь задаваться вопросами «а правильно ли я поступил?», «а не лучше ли было сделать по-другому?».



Под стать книжной серии, в игре Геральту встретится множество персонажей, которые будут стараться использовать ведьмака в своих целях, не особо посвящая того в детали. Так, снимая проклятие с одного острова, Геральту доведется побеседовать с обитающим там призраком, который вроде бы совершенно безобидныйи если игрок невнимательно изучал окрестности и не сопоставлял слова призрака с увиденным, можно легко принять слова духа за правду и в итоге выпустить на свободу страшную моровую деву, которая в будущем наделает бед

В Блавикене он устроил настоящую резню…
Возрастной рейтинг игры – 18+ лет, и нужно заметить, что она честно его заслуживает. И дело далеко не только в том, что здесь присутствуют сцены эротического характера. Когда дело доходит до боя, Геральт вспоминает, что его не спроста прозвали «Мясником из Блавикена». Жестокости в схватках хоть отбавляй: в эффектном добивании Геральт разрубает утопца пополам, потом ловко отскакивает к другому и отрубает ему одну из конечностей, после чего чуть менее брутально расправляется с последним трупоедом. Да и вообще, бои в игре выглядят очень сочно: Геральт кружит вихрем смерти меж рядов противников, совершает молниеносные выпады мечом и ловко отпрыгивает, уходя от атак, противники истекают кровью, кричат благим матом и зрелищно умирают. Не зря CD Project RED потратили силы и на аниматоров: все движения записывались при помощи мастеров-фехтовальщиков и профессиональных каскадеров, так что боевые сцены выглядят очень убедительно.

Церемонится с ведьмаком никто не станет: стоит только зазеваться, как нашего героя окружат и резво забьют со всех сторон. Поэтому схватки с большими группами противников – одни из самых сложных в игре. Кроме того, некоторые противники умеют блокировать атаки, и к ним приходится искать особый подход. А ещё здесь появились сражения под водой, правда они совсем скромные – Геральт, оказавшись под водой, может пользоваться лишь арбалетом, который не слишком эффективен в наземных боях, зато под водой убивает нечисть с одного выстрела. Вообще, боевая система всеми силами даёт понять, что бездумным закликиванием здесь ничего не добьешься, и для достижения достойного результата придется не только интенсивно жать на клавишу атаки, но и умело пользоваться уклонениями, перекатами, блокировать атаки, не забывать про магические знаки и «чувствовать» ритм атак противника, предугадывая их. В самых жарких схватках на помощь ведьмаку придут многочисленные эликсиры и масла, а так же разнообразные бомбы.

Кто ты без своих мечей и паскудной ухмылки? Алхимик, друг мастеров кузнечного дела, любимец женщин
Как и в предыдущих играх, Геральт самостоятельно обеспечивает себя маслами, ведьмачьими эликсирами и бомбами. Процесс приготовления довольно сильно упростили и теперь нужно просто найти нужный рецепт, собрать необходимые травы, выпотрошить убитых чудовищ на ингредиенты и добавить немного спирта, чтобы получить бесконечный запас эликсира, бомб или масла. Чтобы жизнь не казалась мёдом, разработчики добавили эликсирам и бомбам лимитированное количество «зарядов», но эти заряды пополняются в процессе медитации автоматически – был бы в сумке ведьмака алкагест. Ассортимент алхимической продукции широк – здесь и хорошо знакомые игрокам эликсиры «Кошка», «Ласточка» и «Гром», и многие другие, включая достаточно оригинальные экземпляры, такие как «Черная кровь», отравляющая вампиров в случае, если они поранят ведьмака, и масла на все случаи жизни, и с десяток разновидностей бомб.



Особняком стоит новинка третьей части – отвары. Они делаются из особо сильных и редких монстров, действуют в течении 30 минут и обладают мощными, но часто специфическими эффектами вкупе с высокой токсичностью. Например, на 50% увеличивают наносимый и уменьшают получаемый урон, но только в бою с призраками. Или увеличивает на 75% сопротивление ядам…да вот только пользующихся ядом противников можно сосчитать по пальцам. В общем, отвары получились достаточно интересными, но ситуативными.

Помимо алхимии, есть ещё кузнечное дело, с помощью которого можно ковать разнообразные доспехи и оружие, а так же составные части для их изготовления. Правда, для всего этого Геральту потребуется помощь достойного ремесленника, причем наиболее умелые кузнецы на дороге не валяются и их придется хорошенько поискать. Несмотря на огромное количество различных мечей и комплектов доспехов, встречающихся в игре, наиболее полезны ведьмачьи сеты школ волка, медведя, кота и грифона. Как и в случае с алхимией, создаваемые сетовые доспехи и оружие можно улучшать, но за соответствующими рецептами придется основательно побегать по миру. Изобилие разновидностей экипировки не может не радовать, хотя обошлось и не без шероховатостей. Достойных доспехов и мечей, выдаваемых за квесты, практически нет, зато разнообразные реликтовые артефакты начиная примерно с 16 уровня начнут сыпаться едва ли не из каждого сундука, что порождает определенные курьезы. Согласитесь, немного странно, когда какой-нибудь легендарный «Гвихир» выпадает из завалящего сундука на болотах и оказывается лишь на пару единиц урона в секунду лучше рядового дрына темерских рубак. Однако, у этого многообразия доспехов и мечей есть и другая светлая сторона – некоторые из них обладают интересными второстепенными бонусами, которые, в теории, могут позволить создать своему Геральту интересный и специфический билд.

Мутант, выродок, нелюдь…однако, кикимора на болотах сама себя не убьет. Зовите ведьмака!
Пускай в «Дикой Охоте» Геральт уже не страдает потерей памяти и обладает достойными боевыми навыками с самого начала игры, разработчики не стали отказываться от возможности развивать нашего героя по мере роста уровней. Совершенствовать Геральта можно по нескольким веткам навыков, поделенным на цвета: бой на мечах (красный), алхимия (зелёный) и знаки (синий). Прокачанные навыки размещаются в специальных ячейках, которые в добавок ко всему можно усилить найденными на останках поверженных чудищ мутагенами, которые так же бывают разных цветов. Если правильным образом скомбинировать навыки и мутагены, последние дадут увеличенный бонус к характеристикам. Ролевая система всех игр серии не предполагала каких-либо особых просторов для творчества: ведьмак он и есть ведьмак, в любом случае в бою он полагается и на мечи, и на знаки и на алхимические зелья, вот и в «Дикой Охоте», игрок волен лишь сделать больший акцент на чем-то одном, или же равномерно развивать ведьмака во всех ветках сразу. Сделав упор на ветке боя на мечах, через какое-то время разблокируется новый специальный удар и способность вызывать быстрыми атаками кровотечение. Развивая ветку зелий, Геральт сможет пить на порядок больше зелий, эффективнее использовать масла и отравлять противников. Ну а развивая знаки, ведьмак не только усилит их эффективность, но и откроет для них альтернативные режимы. Так, огненный «Игни» превратится в настоящий огнемёт, расплавляющий доспехи, а «Аксий» сможет временно превращать противника-гуманоида в союзника. «Аксий», кстати, очень полезен в диалогах – время от времени появляется возможность с его помощью «убедить» особо упертых противников пойти навстречу ведьмаку.


Пару слов о недостатках техники фехтования школы Волка...
По написанному мной может показаться, что у Ведьмака 3 совсем нет недостатков, но это не так. Несмотря на все достоинства, у игры есть и ряд довольно слабых мест. Таких, как, например, инвентарь. Создавался он явно под консоли, в итоге получился тяжелый, неудобный и крайне неповоротливый зверь, без толковых фильтров, сортировки предметов и многих других удобных функций, отсутствие которых очень удивляет. Ещё хочется отметить то, что третья игра серии получилась практически независимой от второй и первой частей: никаких последствий принятых ранее решений в игре не наблюдается, кроме буквально пары мелких моментов. Это огорчает, на фоне того же Mass Effect, где из игры в игру переносилось множество принятых решений и учитывались их последствия. Не смогли поляки и выдержать равномерный баланс сложности – первые уровней 8-10 игроку будет весьма неуютно житься в мире игры: денег мало, противники доставляют массу проблем, цена ошибки высока. Но ближе к концу игры Геральт непременно превратиться в баснословно богатую машину смерти, сметающую всех, кто попадется на пути, что, конечно же, негативно сказывается на интересе к игре на позднем этапе. Можно озвучить ещё несколько претензий, но стоит ли? Перед нами не идеальная, но близкая к этому состоянию игра, достоинства которой омрачить нескольким огрехам.

Огромный, красивый и на редкость увлекательный, Ведьмак 3 имеет все шансы стать не только ролевой игрой года, но и лучшей ролевой игрой последних лет 10-15. Это крупномасштабное приключение затягивает с головой, возвращая то подзабытое чувство, когда хочется играть и играть, и необходимость идти на работу воспринимается как натуральное наказание. Заключительная игра серии достигла фантастических высот, задав новую планку качества для всех РПГ с открытым миром. Могли ли сами разработчики мечтать о подобном успехе, выпуская первого «Ведьмака»? Сомневаюсь. Не пав жертвой собственных амбиций, польская студия окончательно утвердила свою репутацию талантливых, любящих игры и по-человечески относящихся к собственным покупателям людей, от которых ждешь только самого высокого качества и которым вполне по силам оказать серьезное влияние на облик современных ролевых игр. Можно по разному относиться как к книжному первоисточнику, так и к игровой серии, но точно можно сказать одно: равнодушным они не оставляют никого. Поиграть в «Дикую Охоту» стоит каждому, кто хотя-бы немного интересуется играми: это одна из лучших игр, что на данный момент может предложить индустрия. Наслаждайтесь.
Моя оценка «Ведьмаку 3» - 9.5 баллов из 10.

1 комментарий: