вторник, 1 марта 2016 г.

Rise of the Tomb Raider. Мнение об игре. Рецензия.

Ночь. Зима. Глухой лес раскинулся у подножия гор. Пронизывающий ледяной ветер пригибает к покрытой толстым слоем снега земле деревья. Слышен протяжный волчий вой: стая голодна и рыщет по лесу в поисках пропитания. Неподалеку, сквозь ветви деревьев, можно различить свет от маленького костерка, у которого одинокая девушка тщетно пытается согреться. Она только что пережила лавину и лишь чудом осталась жива. Впрочем, ей не привыкать, ведь она – Лара Крофт.
Перезапуск одной из самых узнаваемых и известных вне игровой индустрии серии - Tomb Raider -, случившийся в 2013 году, пришелся мне по вкусу. Не будучи избалован похожими играми (будучи исключительно ПК-игроком я лишен того же Uncharted, с коим в основном и сравнивали новую «Tomb Raider»), я достаточно высоко оценил новые приключения Лары. Красивая картинка, бодрое действие, эффект новизны (в моем случае) сыграли свою роль и позволили закрыть глаза на довольно скучный и предсказуемый сюжет, совершенно невзрачных персонажей и общую аттракционность происходящего.


Ясно, что устраивать перезапуск серии ради одной игры нынче никто не станет, так что никакого удивления от анонса продолжения, получившего название Rise of the Tomb Raider, я не испытал. А вот концепция интриговала: помимо стандартных обещаний сделать красивее и интереснее, действие игры перенесли в заснеженную Сибирь с медведями, советскими развалинами и всеми вытекающими. Давайте посмотрим, что получилось у Crystal Dynamics!

В перезапуске 2013 года Лара предстала перед нами молодой девчонкой, только что окончившей колледж и делающей первые шаги на поприще расхитительницы гробниц. Ей ещё не приходилось убивать, да и вообще, не смотря на обширную подготовку, она остается богатенькой девчонкой, привыкшей к комфорту. Потерпев кораблекрушение в первой же экспедиции, она оказывается на таинственном и диком острове, где её поджидает сотня опасностей. Несмотря на ряд очевидных огрехов в игровой механике и подаче сюжета, концепция «первые-шаги-вместе-с-Ларой» хорошо работала. Игроки вместе с Ларой спасались от злого каннибала, переживали падения и ранения, искали огонь и пропитание, сопереживали ей. Да, мисс Крофт очень быстро перешла от образа запуганной и израненной городской девчонки к образу суровой амазонки, планомерно зачищающей джунгли от всего живого, но на это можно было закрыть глаза. Мотивация нашей героини тоже была понятна, хотя ряд натяжек и существовал: она просто хотела убраться с этого острова.

Многие игроки, равно как и критики, ругали игру 2013 года за слабый сценарий, пустых серых персонажей и кучу притянутых за уши поступков. Что ж, готовьтесь. Сюжет сиквела ещё хуже. Причем хуже по всем фронтам. Ниже по тексту постараюсь подробно объяснить, почему я считаю сюжет Rise of the Tomb Raider таким отвратительным, а сейчас любопытный факт. Рианна Пратчетт получила награду за сценарий Rise of the Tomb Raider. Остается лишь гадать, чем руководствовалось жюри, но после этой награды шансы на то, что Рианна перестанет порочить память отца (если кто не в курсе, Рианна Пратчетт – дочь замечательного писателя Терри Пратчетта) и покинет игровую индустрию минимальны. Увы нам. 

Самый худший день
В истории Rise of the Tomb Raider потенциально хороша только завязка, которая рассказывает нам о некоем Источнике, который по легендам дает бессмертие и исцеляет болезни. Поисками этого артефакта буквально «болел» отец Лары, причем его увлечение было так сильно, что он прослыл сумасшедшим, да так и умер с серьезно подмоченной репутацией. Теперь Лара берется завершить труд отца и обелить его имя, так как некие сделанные ею находки наводят на мысль, что отец всё это время был прав и Источник действительно существует. Лара отправляется в Сирию, где по её информации должен находится артефакт, а игрок довольно потирает руки в предвкушении увлекательных приключений в разных уголках Земного шара.

Но…ничего интересного так и не случается. Сюжет игры очень быстро превращается в собрание банальнейших клише всех приключенческих фильмов и игр, а наша героиня отправляется в Сибирь на поиски Китеж-града наперегонки с боевиками тайной секты «Троица». Мне бы не хотелось, чтобы меня сочли голословным, поэтому давайте посмотрим, что нам предлагает история Rise of the Tomb Raider.

А предлагает она наблюдать показываемый с абсолютно каменным лицом балаган. Здесь в один котел свалена и Сибирь (представленная в игре как некая зона вечной мерзлоты), и злые русские на боевых вертолетах, и обитающие в сибирских горах потомки византийцев (!!!), которые охраняют тот самый артефакт, и ржавеющие советские лагеря и тюрьмы, и даже бессмертные стражи Китежа, одетые в доспехи, похожие как на византийские, так и на японские. Играют в этом театре все как на подбор слабые актеры-персонажи. Скучный злодей Константин летает на личном боевом вертолете и жестоко убивает подчиненных за малейшую провинность. Глядя на его нелепые и жалкие попытки быть страшным, испытываешь скорее смущение и неловкость, нежели какие-то негативные эмоции. Дружок Лары Иона занимает здесь ещё меньше экранного времени, чем в предыдущей игре. Он всё так же вроде бы помогает мисс Крофт, но на самом деле создает одни проблемы. Пара контачащих с Ларой византийцев вообще ничем не выделяются и не запоминаются. И сама Лара им под стать: молодая и миловидная, но совершенно лишенная чувства юмора и здорового цинизма. Да и её отношения с отцом показаны во флешбеках довольно противоречивыми, так что образа любящей дочурки, которая на все пойдет ради светлой памяти папы здесь не видно. Скорее в ней проглядывает нечто фанатичное, когда она в очередной раз упорно твердит «я не отступлю!».
Кат-сцены в игре выглядят потрясающе. Да и всё остальное смотрится
очень достойно. Все, что касается визуального ряда в игре выше всяких похвал.
Вот эта излишняя серьезность и губит игру. Ей очень не хватает самоиронии и наличия хоть какого-то юмора в диалогах. Будь в Rise of the Tomb Raider иная подача сюжета, будь здесь больше юмора, азарта и драйва, он мог бы восприниматься неплохо, в конце концов, на свете много фильмов и игр с банальными сюжетами которые мы любим и хвалим. Но вот нет в игре ни юмора, ни азарта, ни драйва. Все игровые сцены производят впечатление какого-то вынужденного превозмогания, все персонажи предельно серьезны, от их речей пафосом разит за километры, поэтому в какой-то момент ловишь себя на мысли, что просто исследовать локации и стреляться с врагами тут интереснее, чем следить за сюжетом. Но не подумайте, что с геймплеем тут все в порядке…

Попытка номер два
Если про то, что касается сюжета игры и подачи истории при желании можно было бы говорить ещё и ещё, вдаваясь в подробности и частности, то про геймплей на самом деле не сразу сообразишь, что и сказать. От Tomb Raider образца 2013 года он мало отличается, если не сказать, что не отличается совсем. Лара скачет по уступам, решает простенькие пространственные головоломки, собирает утиль и охотится для улучшения своего снаряжения, а так же расстреливает толпы противников. Короче – делает ровно тоже самое, что делала в прошлой игре.
Да, куда ни глянь, есть небольшие доработки, о которых чуть ниже, но забегая вперед скажу, что ничего действительно заслуживающего внимания здесь не появилось. С целью разнообразить рутину нам все так же предлагают скоростные забеги из цикла «подо мной сейчас все обрушится» или «они открыли по мне огонь из вертолета! Бежииим», мини-игры QTE и всякие сюрпризы вроде «и тут внезапно появились боевики».
Злой русский Константин в номинации "Скучнейший злодей" получает один из
главных призов. Он как будто бы соткан из банальных штампов о злодеях-фанатиках.
Все, что добавили в Rise of the Tomb Raider носит скорее гомеопатический эффект. Появился крюк с веревкой, с помощью которого можно эффектно цепляться за выступы прямо в полете. Помогает избежать лишних падений и почувствовать себя настоящим Тарзаном. Кроме крюка, Ларе по ходу игры дадут дыхательный аппарат, с которым она сможет находиться под водой бесконечно долгое время. И это могло бы добавить в игру разнообразия, да только вот реальная польза от этого гаджета встречается всего раз за всю игру, в остальных же случаях он просто позволяет проплыть туда, куда без него банально не пустят. Третье нововведение в снаряжении Лары – широкие верхолазные стрелы, бестолковые чуть более, чем полностью. Позволяют преодолевать участки так называемой «мягкой древесины», втыкая в нее стрелы и потом прыгая по ним. Все бы ничего, если бы это не появлялось под самый конец игры как зачем-то придуманная замена привычным ледникам и каменным поверхностям, по которым наша героиня передвигается с помощью ледорубов. Ясно, что все эти гаджеты просто самую малость разнообразят игру, не внося никаких действительно новых геймплейных элементов.

Перестрелки с противниками остались примерно на том же самом уровне, что и раньше. Пусть боевиков много и они меткие, а Лара одна и хрупкая, зато может лечиться и мастерить стрелы на ходу и во время боя. Специальные типы стрел – отравленные, огненные и взрывные, являются ультимативным оружием, позволяющим практически любого противника (или даже целую группу, если они собрались в одном месте) убить одним выстрелом. Старые добрые хэдшоты тоже никто не отменял. В итоге пользоваться пистолетами, винтовками и дробовиками приходится довольно редко, причем если применение дробовиков имеет хоть какой-то смысл, то винтовки и пистолеты оставлены для эстетствующих игроков, идущих своим путем.
Сложные ли перестрелки? Нет. Умирать придется довольно часто (по крайней мере я частенько умирал на тяжелом уровне сложности), но лишь потому, что Лара хлипкая до одури. Противники довольно глупы, и берут лишь количеством (а так же тем, что появляются порой чуть ли не за спиной героини), и говоря откровенно, никакого азарта в перестрелках Rise of the Tomb Raider нет. Не хватает игре какой-то разудалости, что ли. Каждая новая стычка мало чем отличается от предыдущей – меняются декорации, да «обвес» противников становится тяжелее.
Стелс, как и в игре 2013 года, вроде как есть, но смысла в нем нету. Большая часть этапов построена так, что противников намного проще ликвидировать, нежели играть с ними в кошки-мышки, прячась по кустам. А в ряде случаев «скрытного» варианта прохождения локации просто не предусмотрено. Хотя видно, что это направление прорабатывали: появилось много «отвлекающих» предметов типа бутылок, раций и прочего барахла, которое можно кинуть куда-нибудь в сторону и отвлечь противников. Появились бесшумные убийства из под воды, в ходе которых Лара быстро и без лишнего шума утаскивает зазевавшегося противника под воду и душит там. Жаль, что воспользоваться этим дают от силы пару раз за игру.

Красивый тайм-филлер для мисс Крофт
Думаю, не у меня одного во время игры в Tomb Raider 2013 возникали мысли о том, что локации могли бы быть и побольше. В голову невольно забредали мысли о больших нелинейных локациях со сложной архитектурой, об интересных побочных заданиях и действительно хитро (а не за хилыми деревяшками с кучей указателей!) спрятанными гробницами с интересными сокровищами, об усовершенствованной охоте на опасных животных и многое другое. В Rise of the Tomb Raider локации действительно стали больше, но на этом всё хорошее и закончилось.
Улучшать навыки и снаряжение, как и раньше, можно только около лагерных костров.
Прокачка здесь всё такая же условная и пришитая для галочки, как и раньше.
 Дело в наполнении локаций, и тут Crystal Dynamics явно не стали мудрствовать лукаво. Все локации, даже самые крупные, все так же являются строго линейными, только кроме пары сюжетных задач они теперь доверху наполнены довольно бестолковым, хотя и залипным контентом. Большое количество заначек с древними монетами или деталями утиля, всякие фрески, документы и карты, испытания и побочные задания…если взяться проходить игру на 100%, на сбор и выполнение всего этого можно потратить далеко не один десяток часов.
Вопрос лишь в том, захочется ли вам заниматься сбором этого барахла. Какую-то ценность представляют разве что фрагменты документов с небольшими кусочками истории прошлого и прохождение гробниц испытаний. За каждую пройденную гробницу теперь дают полезное умение, некоторые из которых действительно помогают. Однако процесс как прохождения гробниц, так и сбора тайников и прочих заначек, как и раньше, сводится к беготне по округе с клацаньем клавиши Q, которая отвечает за режим интуиции, подсвечивающий все интерактивные объекты вокруг. Пускай Steam и предлагает в награду любопытные ачивки, да и пройти игру на 100% всегда приятно, монотонное нарезание кругов по большой локации в поисках какого-нибудь пропущенного тайника довольно быстро надоедает. 

Пресловутые побочные задания здесь выполнены в худших традициях серии Far Cry: Ларе предлагают перебить волков в пещере, сбить несколько радиоуправляемых дронов противника или набрать хвороста со шкурами. Даже полноценных диалоговых сценок для этого не предусмотрели. Удовольствие от выполнения таких «заданий» очень сомнительное.
Заморачиваться с улучшением всего своего арсенала оружия здесь тоже не хочется. Лук остается самым удобным, самым универсальным и самым мобильным оружием за счет возможности создавать стрелы на бегу и во время боя. На его улучшение «до максимума» (учитывая, что самую эффективную модель выдадут едва ли не в самом начале), а так же «прокачку» колчана и сумок под расходники игроку понадобиться достаточно скромное количество ресурсов, которые без проблем соберутся путем изучения попадающихся на пути ящиков и коробок, без отвлечений на сбор тайников и обрубку кустиков. Нехватку ресурсов ощущаешь лишь в первой локации.

Отдельной строкой хочется помянуть некоторые из здешних испытаний. Одно, например, предлагает спускать советские флаги с флагштоков. Опустим корректность и этику этого с точки зрения рожденных в советском или пост-советском пространстве людей, но где в этом поступке логика? Советских войск в этих местах давно не осталось, какой смысл срезать флаги? Ради чего это делается? Я могу понять логику в уничтожении знамен бессмертных в Китеж-граде: это хотя бы теоретически может подорвать их боевой дух (если допустить, что он у них вообще есть). Но тут-то что?? Ещё более дико выглядит уничтожение плакатов, посвященных советской космонавтике. Само их наличие на заводе, причем в таком количестве, выглядит странным. Но их уничтожение же вообще бессмысленно! Впрочем, опуская вышеозвученные претензии, следует признать, что с СССР здесь обошлись ещё более-менее гуманно, ограничившись коверканьем языка в надписях и корявым переводом советских «фресок». 

 Зато выглядит игра очень и очень приятно. Никакого прорыва в графике здесь не наблюдается, но зато художники на славу постарались, изобразив очень красивые пейзажи, да и спецэффекты радуют. Крупные планы из диалогов и вовсе хочется самыми теплыми словами хвалить: получилось очень убедительно. А ещё тут отличный снег, один из лучших в компьютерных играх! Не подкачала и оптимизация, по крайней мере, владельцев видеокарт от «зеленых». Если не ставить текстуры на максимум (эта настройка не подавившись сжирает 4GB видеопамяти и умудряется при этом вызывать просадки фпс до 5-10 кадров в секунду), то даже на достаточно средней по нынешнем меркам конфигурации можно насладиться всеми красивостями игры с достойным количеством кадров в секунду. Дальше будет только лучше, т.к. патчи наверняка не заставят себя долго ждать и игра станет работать ещё лучше.
Игра хорошо выглядит всё время, не только в кат-сценах. Просто в них картинка
ещё эффектнее и детальнее.
Вердикт
Тон моего обзора был скорее негативный, и я считаю, что игра этого полностью заслуживает. Rise of the Tomb Raider не несет в себе никакого реального улучшения механик, заложенных ещё в 2013 году, и если уж предыдущая игра не вызывала чувства новизны, то сиквел разочарует и подавно. Безусловно, геймплей все ещё может затянуть: приятная картинка вкупе с бодрой акробатикой Лары и кучей «собирательного» контента может увлечь игрока в свои сети, и тот будет час за часом досконально изучать локации, собирая все тайники и не пропуская ни единого м2 в поисках очередной гробницы.
Игра получилась неплохая, но серьезной работы над ошибками не произошло: это практически та же самая игра, что и в прошлый раз, в которой изменился антураж и основная история, а вот основные болячки остались на месте. Более того, сценарная слабость ещё сильнее стала бросаться в глаза. В следующий раз

Рекомендовать игру к покупке не стану: лучше дождитесь скидок и с -50% купите сразу и игру, и все ДЛС.

Так вот ты какой, Китеж-град!


Комментариев нет:

Отправить комментарий