воскресенье, 16 августа 2015 г.

GTA V - рецензия на игру

На дворе - лето 2015 года. Нашу необъятную страну то ли уже посетил кризис, то ли только обивает пороги, но рост цен и падение курса рубля ощущаются всё сильнее. В такой ситуации для многих из нас долгожданный отпуск где-нибудь в теплых странах может оказаться не по карману, и вот тут то и выходит из тени игра, о которой я хочу поговорить сегодня - GTA V. Игра, которая за скромную плату в размере 1999 рублей готова пригласить всех желающих в солнечный штат Сан Андреас, где раскинулись многокилометровые пляжи, горные массивы, леса и кипящий жизнью мегаполис Лос-Сантос.
Серия GTA любима многими игроками. Причем каждый ценит в играх этой серии что-то своё. Кто-то обожает GTA за возможность устроить сумасшедший беспредел с полицией и танками, кто-то - за интересные криминальные истории и проработанных персонажей вкупе с тонким юмором и колкой пародией на современное общество, ну а другим нравится чувство безграничной свободы, которое позволяет испытать GTA. Сесть в полюбившуюся машину и неспешно колесить по ночному городу, залитому ярким светом неоновых вывесок, под любимую музыку одной из множества здешних радиостанций, которые неизменно наполнены самыми достойными произведениями своего поколения. 
Пятая часть продолжает добрые традиции серии, с поправкой на то, что всего стало ещё больше, а уровень исполнения отдельных элементов игры стал ещё выше. Настолько ли эта игра хороша, как говорят? Давайте выясним.
На всякий случай хочу уточнить, что вести речь я буду исключительно о ПК-версии игры.


Пятая часть возвращает нас в солнечный штат Сан Андреас, который хорошо знаком многим игрокам по одноименной игре. Основные события игры разворачиваются в Лос-Сантосе и прилегающих к нему территорий сельской местности, гор, лесов, холмов, и пляжей, получившие название «округ Блейн». Размер игровой карты здорово вырос - Сан Андреас получился примерно в 7 раз больше Либерти Сити из GTA IV. Не смотря на внушительные размеры, первое, что хочется сказать об игре - это похвалить её за внимание к мелочам. И огромный мегаполис Лос-Сантос, и все его окрестности проработаны до мельчайших подробностей. Порой оказываешься на каком-нибудь забытом пустыре на окраинах вселенной, и вот даже на этом пустыре все детально проработано: от покосившегося забора до небрежно валяющихся бутылок вокруг мусорного контейнера.

А вот и папочка!

События игры разворачиваются в начале 2010-х годов. Троих героев слепой случай сводит вместе и сообща они решают заняться тем, что умеют лучше всего - грабить банки. 
Давайте познакомимся с нашей троицей. 
Советы психиатра Майклу не слишком помогают.
Майкл - страдающий от кризиса среднего возраста циник лет под 45. В прошлом - известный грабитель банков, сдавший своих подельников за возможность избежать тюрьмы и жить себе спокойной жизнью под вымышленной фамилией. Женат, двое взрослых детей. Отношения Майкла с домочадцами - источник не только большой доли приколов в игре, но и многих проблем Майкла. Жена изменяет ему направо и налево, дети ненавидят отца, однако ключевая фигура проблем в своей семье - сам Майкл. Отойдя от ограблений, он потерял вкус к жизни, начал больше пить, терять форму, и страдать от безуспешных попыток найти себя в этом мире. Всё меняется, когда в жизни Майкла появляется следующий герой.
Етарян обещает Франклину золотые горы, и умело вертит
парнем по своему усмотрению.
А именно, Франклин. Франк - простой парень из гетто, живущий с помешанной на идеях феминизма тетушкой. Он отчаянно желает "подняться", вырваться из гетто с его бесконечным мелким бандитизмом и зажить жизнью уважаемого человека. Но, все попытки пока что тщетны. Работает Франклин на прохиндея армянского происхождения Симона Етаряна, для которого не вполне легально "конфискует" проданные самим Етаряном автомобили. Водит дружбу со слегка придурковатым Ламаром Дэвисом. Встреча с Майклом дает Франку надежду на долгожданные перемены в жизни.
Вот так Тревор ведет дела с конкурентами. Отбили клиента?
Перебьем всю родню и спалим дом в отместку.
И, напоследок, Тревор. Этот парень - настоящая бомба с часовым механизмом и самый яркий персонаж игры по совместительству. Тревору 48 лет. Занимается контрабандой оружия и наркотиков, живет в грязном трейлере в сельской местности. Постоянно враждует с конкурентами, местной бандой ночных волков и вообще всеми, кто попадается ему под горячую руку. Где-то глубоко внутри это ранимый и чуткий человек, но большую часть времени мы видим психически неуравновешенного Тревора, живущего сегодняшним днем по своим собственным безумным правилам. Думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что Тревор – самый яркий персонаж из нашей троицы. Своими безумными, порой комичными, а порой отталкивающими выходками он постоянно «делает шоу» в кадре.


Тревор пытает "языка", выбивая информацию о
бизнесмене, которого предстоит убрать Майклу.
У каждого из персонажей в шкафу пылится не один скелет и никаких историй об искуплении грехов и стремлении встать на светлый путь здесь нет: каждый из наших героев вполне четко осознает своё место в этом мире и не пытается его менять. Вообще, проработка персонажей главных героев удалась Rockstar на славу. Майкл, Франклин и Тревор получились персонажами очень неоднозначными, со своими темными и светлыми сторонами, своими грехами и трагедиями. Следить за их развитием и взаимоотношениями по ходу сюжета очень интересно. На мой взгляд, это дорогого стоит. 
К проработке сюжетной линии разработчики подошли творчески, проделав огромную работу над основными и побочными заданиями. Никуда не делась и фирменная ирония Rockstar, которой пропитаны все их истории. Сан Андреас, в целом, не столько скурпулезное воссоздание реального штата Калифорния, сколько попытка тонко высмеять современное общество на примере одного мегаполиса и его окрестностей. Игра поднимает вопросы семейных ценностей, иммиграции, классового неравенства, стремления создать себе идола, потери нравственного облика в безудержной жажде славы и смело указывает нам, как хрупок наш мир, как иллюзорна на самом деле наша мнимая безопасность в большом мегаполисе и как мы уязвимы перед психопатом с оружием. 
Из самого яркого хочется отметить задания, раскрывающие перед нами взаимоотношения Майкла с женой и детьми, имитацию собственной смерти ради проникновения в морг, ни слова не понимающего по-английски русского "пограничника", фанатично преследующего нелегалов во славу Америки, и сотни комичных перепалок между главными героями.
Очень колоритная парочка стариков, фанатично роющихся в урнах богатых районов, в надежде найти что-нибудь
из выброшенных звездами "сувениров".

Как Бонни и Клайд 

И всё же, главная изюминка повествования - ограбления. Каждое из них - это целый набор миссий, в ходе которых мы сначала собираем информацию об объекте: систему безопасности, возможные способы проникновения и так далее. После этого идет мозговой штурм, в котором наша команда решает, что понадобится для ограбления и где можно это достать. На этом этапе игроку позволяют выбрать из нескольких вариантов тот, что наиболее симпатичен ему. К примеру, можно вырубить охрану запущенным в вентиляцию газом и взломать систему безопасности, а можно плюнуть на эти заморочки и взять объект нахрапом, потрясая пушками и надеясь, что всё пройдет гладко. После этого команда разделяет обязанности и добывает необходимые для ограбления вещи. Как правило, понадобится раздобыть костюмы, маски и подготовить машину для отхода. После этого уточняются оставшиеся нюансы, в случае необходимости, нанимаются дополнительные специалисты, и команда приступает к самому интересному.

Неделя высокой моды в Лос Сантос!
Угоняем мусоровоз и тараним машину инкассаторов.
Да, ограбления сулят очень крупный куш и предполагают филигранное исполнение каждой мелочи, так что втроем нашим героям не справиться. С приглашенными специалистами придется поделиться оговоренной частью добычи, причем чем выше класс спеца, тем выше гонорар он запросит. Приятная особенность - за каждое успешное ограбление спецы получают опыт, улучшая свои навыки, при этом размер запрашиваемого ими гонорара остается прежним. Экономить на этих людях я бы не советовал - успешное соблюдение всех деталей плана зависит от них не в меньшей степени, чем от троицы главных героев. Так что взятый в целях экономии "салага" может серьезно усложнить задачу.

Классический Grand Theft Auto свежего образца

Что до непосредственно геймплея, то тут игра совершенно не изменилась. Любой, кто играл хотя бы в одну из частей серии начиная с GTA 3 освоится тут за пару минут. Новшество пятой части - наличие сразу троих главных героев вместо одного - отлично вписалось в повествование и игровой процесс. Судите сами: это не только позволило сценаристам освещать события игры с трех разных ракурсов, но и здорово "оживило" привычный геймплей, позволяя переключаться между персонажами по своему усмотрению. 
У каждого из главных героев есть свои сильные стороны. Майкл отлично стреляет и может время от времени замедлять время в перестрелках, Франклин - лучший из троицы водитель, а Тревор мастерски управляет самолетами. Переключаться между персонажами можно совершенно свободно, причем порой можно застать их за весьма пикантными занятиями. Да, пока вы играете Тревором, Майкл с Франклином не сидят на месте, а занимаются своими делами: ходят по магазинам, смотрят телевизор, обедают в кафе и т.д. Во время выполнения заданий возможность смены основного персонажа позволяет избежать рутины. Надоело вести авто во время погони? Переключаемся на другого героя и практикуемся в стрельбе по колесам.
Игра в лучших традициях предлагает игрокам богатый набор мини-игр. Гольф, большой теннис, занятия йогой, охота, езда на велосипедах, участие в гонках на различных видах транспорта, прыжки с парашютом, подводное плавание, скупка недвижимости и серфинг по выдуманным внутриигровым интернету и ТВ-каналам. 
Впрочем, многие из вас в лучшем случае по одному разу пройдут новые мини-игры и забудут о них. Все-таки, примерно тоже самое мы уже видели и в SA, и в GTA IV. 
Хочется поругать Rockstar за совершенно невнятную сложность игры. Противники на редкость беззубые, и погибать в игре вы будете в основном из-за собственной невнимательности. Возможно, таков и был расчет разработчика - сделать игру максимально приближенной к формату интерактивного кино, где сплошь и рядом лихие погони на высоких скоростях, главные герои играючи расправляются с десятками противников, а игрок наслаждается сменой эффектных кадров и ярких спецэффектов. Но конечный результат получился все-же не очень, скучать в перестрелках мне приходилось регулярно. 

Дождались!

Rockstar не обидели ПК игроков. Несмотря на то, что нам пришлось прождать выхода ПК-версии аж полтора года, включая два очень обидных переноса под самый конец, итоговый результат не может не радовать. Версия для ПК и консолей нового поколения подверглась серьезным доработкам, и на голову превосходит "старую" версию для консолей старого поколения.
Серьезной доработке подверглась графическая составляющая игры. GTA V и раньше была игрой весьма привлекательного внешнего вида, но ПК-версию я и вовсе могу назвать одной из красивейших игр современности. Четкие текстуры, приятные, сочные спецэффекты, проработанные и дышащие жизнью пейзажи, где даже трава - как настоящая дают в своей совокупности очень убедительную и правдоподобную картинку. Многие кадры из игры настойчиво просятся на рабочий стол. Серьезно, не знаю, что тут говорить - просто поглядите на скриншоты!


В своё время GTA IV добралась до ПК в виде весьма слабо оптимизированного куска кода, тормозившего практически на любой системе, и многие игроки опасались, что судьбу предшественницы повторит и "пятерка". Можно выдыхать спокойно - пронесло! Игра отлично оптимизирована и демонстрирует хороший и уверенный ФПС даже на скромных машинах. На сильных же игровых станциях, вооруженными видеокартами уровня GeForce GTX 970 игра и вовсе летает. Так что пресловутые 60 ФПС в Full HD, не раз и не два обещанные в качестве одной из "фишек" версии игры для персоналок оказались реальностью.
Следующим значимым нововведением стал вид от первого лица. Такая нехитрая, казалось бы, вещь, как смена перспективы, смогла вдохнуть в игру новую жизнь. Выполнен этот режим отлично - для каждого транспортного средства проработаны салоны, неплохо ощущается отдача от оружия и движения персонажа, проработаны даже такие мелочи, как эффект от шлемов при езде на мотоциклах - так что играется в перспективе от 1-го лица очень свежо. 
Помимо этого, время от времени игроки будут натыкаться на случайные события в мире игры. Кого-то грабят, где-то идет перестрелка, кто-то голосует на обочине - в ходе таких неожиданных мини-заданий можно не только наслушаться уморительных диалогов, но и разжиться новыми знакомыми. Так, несколько потенциальных специалистов для нашей банды мы встречаем именно в случайных событиях. Такие неожиданности здорово оживляют покатушки по виртуальному штату, чему нельзя не порадоваться. 

А на последок я скажу…


GTA V это отличный пример игры, которая с лихвой отбивает потраченные на неё деньги. Она порадует игрока отличной сюжетной линией, проработанными персонажами, великолепной графикой и десятками любопытных мини игр. Для тех, кому этого мало, есть ещё и Онлайн-режим игры, про который я не пишу в силу того, что всегда воспринимал GTA как одиночную игру, в которую я не хочу играть с другими людьми. Да и друзей у меня нет. Даже спустя несколько месяцев с момента прохождения игры, в неё хочется заходить хотя бы ради того, чтобы часок покататься по залитому дождем городу на любимом авто и послушать любимую радиоволну.
Пятая часть серии продолжает уверенно тянуть на своих плечах весь поджанр себе-подобных игр, поднимая планку качества на очень большую высоту. Смогут спихнуть её с трона конкуренты? Сомневаюсь, если честно. Играть на одном поле с Rockstar решаются единицы, а из ближайших возможных конкурентов маячит только Мафия 3, к которой на данный момент очень много вопросов.
В любом случае, GTA V - одна из тех игр, ознакомление с которыми строго обязательно для неравнодушных к видеоиграм людей.

9.3 балла из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий